СИЛЬНЫЕ ЧУВСТВА

Представив собственную систему цифрового лакирования, Duplo надеется на сильные чувства, которые она вызовет у типографий и их клиентов. А усилить эффект должно снижение порога входа.

И г о р ь Т е р е н т ь е в

   

Решения для цифровой отделки лаком и фольгой призваны повысить ценность печатной продукции, выпускаемой малыми или персонализированными тиражами. До последнего времени на этом рынке было два самых известных рынка - MGI и Scodix — и ещё несколько, пока не отметившихся инсталляциями в России. Теперь на этот рынок вышла и Duplo. 8 февраля компания собрала в своём офисе в Великобритании на традиционную встречу London Calling 2018 клиентов и партнёров из стран Европы, Азии и Африки. Всего — около 100 человек. Благодаря приглашению официального дистрибьютора Duplo в России «НИССА Дистрибуция», я вместе с небольшой делегацией коллег стал одним из первых свидетелей официальной презентации системы цифрового лакирования DuSense DDC-810.

Машина чувств

Традиционно создатели печатной продукции надеются прежде всего на визуальное восприятие. Однако заказчики рекламы стремятся не только привлечь внимание потенциальной аудитории, но и задержать его как можно дольше. И один из самых популярных и доступных способов сделать это — апеллировать не только к зрению, но и к тактильным чувствам людей за счёт выборочного лакирования, привлекающего не только блеском, но и фактурой. Конечно, эффекта глянцевого выборочного лакирования можно добиться и с помощью офсетных УФ-лакировальных машин или старой-доброй трафаретной печати. Однако сколь-нибудь заметный рельеф даёт только последний вариант, а для получения слоя толщиной 80 мкм, достигаемого на DuSense за один проход, на трафарете придётся прибегать к определённым ухищрениям, ещё более усложняющим и удорожающим техпроцесс. К тому же, небольшие цифровые типографии не особенно любят заниматься трафаретной печатью — наличие формных процессов и необходимость приладки делают нерентабельными малотиражную и оперативную печать, а персонализация лаком просто невозможна. Ответом на такой вызов стало появление систем цифрового лакирования. Будучи не первыми на этом рынке, в Duplo, очевидно, имели возможность изучить достоинства и недостатки конкурентных решений и предложить своё в том секторе, где компания уже имеет сильные позиции - послепечать для малоформатной оперативной полиграфии.

Что собой представляет DuSense DDC-810? Это цифровая струйная однопроходная система УФ-лакирования формата 364Ч740 мм, работающая со скоростью 1080 отт./ч. Машина умеет наносить слой выборочного лака в диапазоне от 20 до 80 мкм на материалы плотностью от 160 до 450 г/м 2. При толщине лака более 40 мкм скорость нанесения понижается вдвое. В машине используются линейка из трёх печатающих головок Kyocera с разрешением 600 dpi и фиксированным размером капли, перекрывающих всю ширину печати. Они наносят до 40 000 капель лака в секунду. Слои разной толщины формируются за счёт нанесения разного количества капель. Отверждение выполняется обычной УФ-лампой. Предусмотрено два вида лака: один оптимизирован для лакирования тонерных отпечатков с машин Xerox iGen и Color 800/1000, второй — для оттисков с HP Indigo. Оба вида лака годятся также для работы с ламинированными и офсетными оттисками. На пористых материалах (бумаге без покрытия) технология не работает, как, впрочем, и у конкурентов. Подача у машины — с ваккуумными ремнями и с раздувом стопы. Она с небольшими доработками позаимствована у линейки модулей DC. Перед нанесением лака специальный вал снимает пыль с материала, иначе покрытие не получится ровным. Внутри машины две камеры сканируют метки приводки по краям листа, обеспечивая автоматическую компенсацию смещения изображения и его наклона на лакируемых областях, а также отклонения отпечатков от заданной геометрии. Точность приводки — ±0,2 мм. Она выполняется за счёт корректировки тайминга нанесения капель — линейка с головками не двигается.

Практика «чувственных» воздействий

В отдельной презентации нам рассказали про тонкости допечатной подготовки слоя лакирования. Она выполняется довольно просто — это должен быть файл изображения с градациями серого в формате PDF или TIFF. Векторные объекты предпочтительнее — контуры лакируемых объектов получаются чётче. Толщина лака в пределах от 20 до 80 мкм определяется процентом заполнения растра.

При необходимости перейти с одного типа лака на другой это можно сделать всего за 5 мин, используя для очистки довольно короткого тракта подачи специальную жидкость. Расход лака при этом минимальный. Лак подаётся из 3-литровой бутыли. В случае простоя машины более чем на одну неделю, тракт следует промыть. Если она не будет работать более двух недель — законсервировать головки, для чего требуется всего 9 мл чистящей жидкости. В ежедневном режиме использования для запуска машины утром требуется всего 2 мин. Вечером в момент отключения нужно только дождаться остывания УФ-лампы.

Управляется машина с встроенного контроллера с сенсорным экраном. Выбирается размер листа и файл для лакирования и нажимаете «Старт». Более того, нам показали опцию автоматизации. Датчик на подачи считывает QR-код с отпечатка и автоматически подбирает для него файл лакирования из «горячей» папки. В нашем присутствии в полностью автоматическом режиме таким образом было залакировано 4 разных задания. Для работы машину желательно оснащать вытяжкой. Это не обязательно, но без неё в небольшом помещении будет накапливаться озон, который нужно удалять, при этом специальных фильтров не требуется. Лак на отпечатках сразу с машины полностью сухой и имеет хорошую стойкость к исцарапыванию, но небольшой посторонний запах чувствуется. Впрочем, судя по многочисленным образцам, которые совсем не пахли, он быстро улетучивается.

Бета-тестирование DuSense закончилось летом 2017 г. С тех пор в мире было установлено уже более 40 устройств. Один из первых покупателей — типография C–Copy (Тель-Авив, Израиль) — успел накопить трёхмесячный опыт эксплуатации. Перед нами выступил генеральный директор компании Тувиа Перл. Его типографию можно считать средней — в ней на трёх производственных площадках работают 80 человек. Основные направления — широкоформатная, цифровая листовая и офсетная печать. В качестве ЦПМ в типографии используются HP Indigo. Прежде всего Перл заявил, что очень доволен машиной, назвав её поразительной. Среди причин выбора решения Duplo в стране, являющейся домашним рынком для Scodix, он выделил три: более доступная цена, качество оборудования и хорошая сервисная поддержка со стороны партнёра Duplo в Израиле. Ранее типография приобретала другие машины Duplo, и опыт работы с ними также был положительным.

Для C-Copy покупка системы лакирования должна была повысить прибыльность работы. И это действительно произошло. Как отметил Перл, сейчас загрузка машины выросла до 30–40%, а заказы с цифровым лакированием продаются примерно в полтора раза дороже, чем стандартные отпечатки. Но он также отметил, что для успешных продаж заказов с цифровым лаком, новую технологию нужно активно продвигать. Одним из основных инструментов по продвижению является бесплатная раздача образцов. Часто клиентам вместе со стандартным заказом делают дополнительные экземпляры с цифровым лакированием. И это даёт плоды — после получения таких образцов клиенты часто звонят и спрашивают, сколько может стоить такая работа. Среди продуктов, для которых в C–Copy успешно делают цифровое лакирование — визитки, приглашения, обложки для книг.

Сколько стоят чувства?

По нашей информации, DuSense действительно стоит дешевле аналогов — MGI JetVarnish 3Ds и Scodix S52 — аналогичного формата без модулей фольгирования. Насколько именно, могут оценить только полиграфисты, получившие коммерческие предложения от поставщиков последних двух производителей — открыто в России цены на упомянутые системы цифрового лакирования не объявлялись. Цена базовой конфигурации в России — 230 000 долл, в цену будет включен сервисный контракт на 12 месяцев, рассчитанный на 252 000 оттисков В3. Первым клиентам машину предложат по специальной цене - менее 200 000 долл.

Для работы DuSense требуется лак и смывочный раствор, которые поставляются в канистрах по 3 л. Стоимость канистры лака - 970 долл, смывки - 690 долл. Лака хватает на 21–22 тыс. оттисков В3, т. е. один обойдётся в 0,067 центов. Стоимость ежемесячного обслуживания составляет несколько сотен долларов, на расходные материалы и сервис предусмотрена гибкая система предложений. При покупке расходных материалов и заключении сервисного обслуживания, Duplo International гарантирует бесплатную замену любой запчасти в течение всего жизненного цикла машины. Есть только один нюанс: ресурс печатающих головок — около 2,5 млн отт. B3, после чего придётся заплатить за их замену 15 000 долл. Поставщик заинтересован в продвижении новой технологии, поэтому готов предоставить самому первому покупателю скидку на машину от 15%. Более того: для нескольких первых покупателей по специальному предложению будет оформляться годовой клик-контракт.

Duplo пока не предлагает для DuSense также цифрового фольгирования — это недостаток. Зато машина — самая компактная из трёх упомянутых выше формата B3. Она занимает прямоугольник размером 3,52Ч0,82 м. Для многих типографий это может стать решающим фактором при выборе.

Лак продаёт

Нет никаких сомнений в том, что цифровая отделка может помочь в развитии цифровой типографии. Не случайно, выступавший во время презентации машины её первый пользователь Тувиа Перл был очень эмоционален. Он даже пообещал в следующем году купить вторую. И дело здесь не только в дополнительной прибыли за счёт более высокой стоимости заказов с цифровым лаком — по опыту C-Copy такие работы удаётся продавать на 50% дороже обычных. Наличие такой возможности, пока ещё редкой на рынке оперативной полиграфии, становится дополнительным инструментом привлечения клиентов.

Раньше большинство руководителей типографий, узнавая цену на машины для цифровой отделки и расходные материалы, переключали своё внимание на более «приземлённые» решения. Теперь, когда на рынке появился игрок с «входным билетом» заметно меньшей стоимости, для многих это должно стать дополнительным подумать ещё раз. Ведь цифровой лак, радующий не только своим блеском, но и обеспечивающей более сильные чувства со стороны заказчиков за счёт тактильным ощущений, действительно продаёт.

 

Опубликовано в журнале Publish 3, 2018.